thoughtful wishing (otte_pelle) wrote,
thoughtful wishing
otte_pelle

Category:

О метафорах

Давно сидит эта тема в кончиках пальцев, крутится в голове.
В том числе как ответ одной близкой девочке, которая высказывала распространенное, но огорчавшее меня в ее устах мнение о психологии как о своде бесполезных общих советов от амбициозных неудачников.
Я не буду вдаваться в сравнительный анализ психотерапевтических школ. Скажу только об одном чуде, которое, на мой взгляд, отличает талантливого психолога. Речь идет о метафорическом мышлении - и способности научить пациента осмыслять и порождать метафоры.

Это поразительно,  насколько метафора может изменить восприятие ситуации - волшебным образом она освобождает волю и  прокладывает новые пути в осмыслении проблемы и даже картины мира в целом.
Дальше я приведу несколько личных историй, связанных не с терапией - а с вполне житейскими разговорами . Там где мне кажется слишком занудным и неэффективным идти по пути объяснений и убеждений, иногда удается найти кратчайший путь самым абсурдным образом. Меня радует, что мои дети охотно подхватывают эту игру. Мне кажется, я унаследовала это от мамы, которая умела говорить на таком языке. Однажды, в особенно трудную для меня минуту острого семейного кризиса я пожаловалась ей, что чувствую себя ограбленной: словно он залез на семейные счета и тайком их растратил, все ценности промотал. На что она ответила мне, что  это неправильный образ. Представь себе,  сказала она, что он нашел на земле кошелек, полный богатств. И он не смог избежать соблазна- и стал тратить. У тебя хватило бы сил удержаться? Я отчетливо помню, как в эту минуту меня оставила страшная обида, от которой мне так тяжело было жить - и мысли повернулись в иное русло.

Не далее как сегодня Мишка вспомнил старую уже историю о том, как он "оказал медвежью услугу" однокласснику, их школьной парии,  Максиму. Попросту - дал ему что-то списать, попался на этом и был отруган воспитательницей продленки. Слова "медвежья услуга" сильно поразили Мишку - его впечатлительна душа осознала это как серьезный грех. сколько мы ни говорили, поочередно с его папой, что с нашей точки зрения ничего нет в ситуации страшного, он терзался сомнениями, что он должен рассказать об этом их учительнице словесности. Зная ее непредсказуемый характер, я не хотела, чтобы Миша устраивал покаянный канон из-за такой ерунды и как-то постаралась уговорить его не рассказывать об этом по остывшим следам - никто от него этого не ждал и не требовал. Миша удержался, но это стоило ему огромного труда - как он признался, пол-урока он молча глядел на учительницу со слезами, но рассказывать не стал. И вот поди ж ты - вспомнил и опять стал страдать, что он скрыл такой проступок от учительницы.
- Знаешь что, это в конце концов ужасно смешное желание, - сказала я.
- почему?
- мне это напоминает ситуацию, словно ты год назад однажды хотел да забыл поздороваться со снежной бабой, а теперь идешь во двор и говоришь: вот тут - или кажется тут, левее, стояла снежная баба. доброе утро, дорогая баба! Это конечно, очень невежливо - не здороваться со снежной бабой, но снег уже растаял, и даже морковку съели вороны.
Мишка принялся укатываться над этой историей, разыгрывать ее в лицах - ну, пока его вроде попустило.
Накануне же мы с ним долго разговаривали о смерти - он стал думать о ней и очень переживает, что когда-нибудь ему и мне придется уйти в мир иной. он спросил меня, правда ли, что человек живет столько, сколько захочет.
Знаешь, говорю, у нас с тобой есть удивительная возможность - помолиться и попросить Бога, чтобы он продлил наши дни, сохранил нас и защитил. Это потому, говорю, что мы с тобой в Бога верим.
- а разве есть те, кто не верит?
- да, они считают, что раз они его не видели и не слышали, то значит его нет.
- ну, действительно - его же никто не видел.
- ну вот ты например видел когда-нибудь смех?
- нет (хохочет)
- а слышал когда-нибудь радугу?
- нет!!!
- ну вот и Бог - он так же виден, как смех и так же слышен, как радуга. И он так же есть, как смех и радуга.
Мише это показалось довольно исчерпывающим доказательством. И хотя разговор на эту тему не первый и не последний - мне кажется, мы найдем с ним общий язык.
Была еще история с с девятилетним Васей, на которую я сошлюсь - ибо она уже тут была описана как часть наших голландских приключений (тут еще надо учесть, что в те времена Вася был буквально помешан на всем, что связано с автомобилями).
"На следующий день, в пятницу, Вася принес нам "репорт", целый ворох бумажек от разных учителей с отчетом о его успехах. По иронии судьбы, самых восторженные похвалы он снискал у учителя пения и музыки. Кстати, на музыке, по голландской традиции, они все поголовно учатся играть на блокфлейте. Кроме того, мы получили записку от мистера Гиббса, где он высказывал недовольство, что Вася не умеет ходить "in line", а в их школе это важное умение и просил поговорить с ним на эту тему. Кому расскажи - в американской школе выходца из Советской России упрекают за неумение ходить в строю! Это вызвало у меня приступ национальной гордости.

Я поговорила с Васей, пытаясь выяснить, каким-таким навыком он не обладает, чтобы идти в шеренге. Выяснилось, что он стремится встать поближе к началу, а место в конце строя воспринимает как позорное. Он даже всплакнул по этому поводу. Тогда я выдала ход в стиле великого людоведа и психотерапевта Милтона Эриксона. Я предложила Васе считать, что шеренга у них заднеприводная, и поэтому ведущие-то задние колеса. Соответственно и место в конце шеренги самое почетное. Слезы высохли мгновенно. Вася задал мне пару технических вопросов и взял идею на вооружение. Сегодня - только что - он сообщил мне, что ему пришлось пропустить весь класс, чтобы встать в конец и занять свое почетное место заднего моста. Возможно, одной проблемой стало меньше.
"



Tags: про эмоции для детей, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments