Лючезарная Лю ([info]otte_pelle) wrote,
@ 2008-05-08 19:46:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пришло в голову, что есть такие возрастные книжки определенного толка - книжки для 25-летних. К ним относится две наиболее известных - "Мастер и Маргарита" и "Волхв". Аудитория МиМ очень помолодела за счет включения этой книги в школьную программу - и от этого, увы, ее репутация пострадала. Детям, к сожалению, понравился  роман - и акценты сместились в сторону фэнтези, нечисти и гротеска. Наши родители читали там что-то другое совсем - про любовь и страх, про выбор и т.д.. Я не очень люблю этот роман, потому что впервые прочитала слишком рано (тогда понравилось) - а перечитала слишком поздно.
А читать это надо впервые в начале-середине своего третьего десятилетия, мои родители читали как раз вовремя.
Условные 25 - это такой возраст, когда оставляет подростковое ощущение всемогущества и закрадывается первое подозрение, что есть какая-то воля сильнее тебя. Это возраст, когда появляется потребность еще не в учителе - но в какой-то отцовской фигуре, которая должна тебя наконец победить. В 17 ты уверен, что умнее своего отца - в 22-25 ты очень утомился от своей обретенной вседозволенности и, кажется, у тебя не все получается. А что-то как-то даже запутывается или остается непонятым.  И тогда велика потребность во внешней силе, которая преодолеет твое упрямство и неверие, устроит тебе баню по-черному.  Ты устаешь таскать мир на своих плечах - и душа просит потрясений.
Думаю, что и в неизвестном мне жанре фэнтези эксплуатируется та же тема великих магов: душа сисадмина, уставшая от превосходства над окружающими чайниками, просит сбить с нее спесь при помощи испытаний. В общем все эти книги - это плач по утерянным обрядам инициации.
Все это сырые пока соображения - и к тому же, кажется, слишком очевидные.


(Post a new comment)


[info]a7sharp9
2008-05-08 05:09 pm UTC (link)
В этом что-то есть (плач по инициации). По крайней мере, мне "Магус" попался уже значительно позже, и весь "суд" вызывал у меня отчаянную досаду - перерос, видимо.

(Reply to this)(Thread)


[info]otte_pelle
2008-05-08 05:11 pm UTC (link)
да, и у меня была та же история

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]amigofriend
2008-05-08 05:46 pm UTC (link)
Да просто книга такая - начинается за здравие, а кончается за упокой. Недотянутая.
Таких много, "Маятник Фуко", например.

(Reply to this)(Parent)


[info]bars_of_cage
2008-05-08 05:20 pm UTC (link)
хорошо помню слом своего взгляда на жизнь - "я не исключителен, я в ряду, есть люди кроме меня" - который случился как раз в 25 лет (этот слом был, кстати, мучительный, а не просветленный). А Волхв, в общем, именно об этом - о том, что такое изменение самовосприятия необходимо для дальнейшего жизненного движения, для понимания, соединения с другим. (Другое дело, что дальше потребовалось еще 10 лет, чтобы действительно что-то срослось иначе)

(Reply to this)(Thread)


[info]otte_pelle
2008-05-08 05:26 pm UTC (link)
да, первый удар по гордыне как раз в эти годы - и мне кажется, что он чаще мучительный
просветленный он ближе к сорока: если поумнеешь - почти облегчение понять, что ты обычный человек

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_niece
2008-05-09 06:59 pm UTC (link)
Ох, расти мне еще и расти...

(Reply to this)(Parent)


[info]rsh
2008-05-09 08:05 pm UTC (link)
я поэтому часто вспоминаю цитату:
«You're not your job. You're not how much money you have in the bank. You're not the car you drive. You're not the contents of your wallet. You're not your fucking khakis. You're the all-singing, all-dancing crap of the world.»

Она про другое немного, но хороший повод перестать думать об избранности.

(Reply to this)(Parent)


[info]odalizka
2008-05-08 05:20 pm UTC (link)
Волхва вот я как раз лет в 25, наверное, и читала - и совершенно не помню, не поверишь.
А МиМ прочла лет в 12 - у нас он был в журнальном переплетенном варианте и зеленой книжечкой (с купюрами). Я выросла в далекой от религии семье, для меня это было фактически первым знакомством с евангельскими событиями. И, насколько я помню, фэнтези и нечисть меня не привлекали, а привлекали как раз - история Христа, странная, как я сейчас понимаю, история любви, и собственно проделки Коровьева и Бегемота - виртуозность, с которой они описаны.
и ты знаешь, я иногда перечитываю ее - в частности, одновременно с Левой, у меня есть такая традиция какие-то базовые книги вместе с ним перечитывать. Ощущение чего-то родного, знакомого с детства (лет в 15 я ее наизусть буквально знала). Но нету ощущения новых открытий, которые, скажем, неизменно посещают меня при перечитывании Толстого.
Мне даже подарили огромный том - все редакции романа под одной обложкой. Так и не осилила до сих пор :)

(Reply to this)(Thread)


[info]otte_pelle
2008-05-08 05:24 pm UTC (link)
да, там, в ММ написано явно, а у толстого - очень много молоком, и слои проступают по мере того, как умнеешь сам.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]odalizka
2008-05-08 05:27 pm UTC (link)
угу, именно
ММ - комикс своего рода :)
т.е. я помню, что когда читала и перечитывала - всякий раз очень явно видела все это глазами, все сцены.
при этом это роман, который невозможно нормально экранизировать, как показывает практика.
сериал этот был - вообще ужас-ужас, постановку Кары старую мы скачали и даже не смогли досмотреть, хоть она и лучше сериала... Парадокс, короче.

где-то я то ли читала, то ли слышала от кого, что МиМ, Улисс и Дар Набокова - три самых великих романа XX века. Сомнительно, как и все подобные рейтинги.

(Reply to this)(Parent)


[info]sannichka
2008-05-08 05:26 pm UTC (link)
ой, нет, не очевидно, а гениально.
у меня сейчас как раз такое, хотя мне и 27, но оно уже давно :)

(Reply to this)


[info]murmele
2008-05-08 05:39 pm UTC (link)
Сдается мне, все, кто о-бо-жа-ет МиМ, подсели на нее (него?) в ранней юности. В 25 это просто еще одна книга. Ну, то есть мое мнение такое. Я-то читала тоже, наверное, лет в 13 -- и очень мне не понравилось: на библейские эпизоды у меня был могучий иммунитет из "Иуды Искариота" Андреева, которого я обожала до наизусть, про любовь показалось блажью скучающей домохозяйки, и сейчас кажется, а бытовая сатира -- да ну ее, интересно только для своих.
"Волхв" же это вообще такая вещь... Ну, в общем про то, как делать людей счастливыми насильно. Про игру в бога. Обряды инициации это прекрасно -- но все-таки, пожалуйста, когда человек сам попросит или если уж всем и иначе никак нельзя. А когда кто-то так вот развлекается, инициируя, -- этого, по-моему, категорически нельзя. Западло, буквально. Я ее читала первый раз в "Иностранке", то есть как раз примерно в 25, и недоумевала несколько, какого черта этот идиот на все ведется, как кролик, -- а про западло сформулировала уже позже.
"Амели" очень еще не одобряю по той же причине.

(Reply to this)(Thread)


[info]otte_pelle
2008-05-08 05:45 pm UTC (link)
:)
так речь не о том, что книга должна понравиться
она просто вызывает эмоции именно в этом возрасте
я читала попозже, злилась тоже дико, да

(Reply to this)(Parent)


[info]iguanart
2008-05-08 07:10 pm UTC (link)
да

(Reply to this)


[info]olkab
2008-05-08 07:42 pm UTC (link)
Волхва я в результате так и не смогла прочитать.
МиМ перечитывала как раз до этого возраста.
Ещё Гессе.

(Reply to this)


[info]bankebrett
2008-05-08 08:17 pm UTC (link)
я волхва прочла в 16, наверное, это было рано
после ваших слов чувсвтую, что перечитать надо обязательно
мне как раз 25

а про обряд инициации - это гениально
именно то, чего мне не хватает сейчас - это точно

(Reply to this)


[info]karulino
2008-05-09 03:38 am UTC (link)
"Мастера и Маргариту" прочитала в самиздатовском варианте, типа плохой ксерокопии (на чем там ксерили в начале 80-х?) - запретный плод и т.д. Особо и тогда не проняло...
А вот что пронимает, сколько бы не перечитывала, так это "Тропик Рака", раньше не раз выводило из депры. Для меня это Манифест Жизни!

(Reply to this)


[info]evi_19
2008-05-09 06:17 am UTC (link)
Согласна.
Мне было странно увлечение "МиМ"ой у ровесников в школе. Мне оно казалось претенциозным, как подростковое курение. Хотя сама вполне понимаю и то, и другое, но радость первого прочтения всё же испорчена.
Впрочем, до 25 ещё надо дорасти. Хотя описанный момент в мировоззрении у меня произошел около полутора лет назад после первого опыта самостоятельной жизни. Но вероятно, ещё будут рецидивы :))

"плач по утерянным обрядам инициации."
Насчёт книг я не уверена, и даже не вполне согласна. Имхо тут скорее играет роль социум. Или диалго с автором... да, возможно. Но формулировка прекрасна.

(Reply to this)


[info]santagloria
2008-05-09 09:06 am UTC (link)
Мастера и Маргариту читала то ли в 12, то ли в 13, и читала с диким восторгом, естественно следя больше за линией ММ. А в 20 перечитывала наоборот -- история Мастера и Маргариты казалась уже слишком неинтересной и я их почти пропускала, вычитывая только части про Иешуа.

В 29 я уже не смогла ее перечитать -- там уже нет ничего для меня.


С "Волхвом" та же история -- 16.18 взахлеб, в 23, что ли, не смогла -- манипуляции раздражали так, что хотелось запустить книгой в стену.

Теперь остался только Толстой, да)

(Reply to this)


[info]ratatouillim
2008-05-09 12:05 pm UTC (link)
Интересные соображения.
про себя могу сказать, что МиМ первый раз читала в СССРовское время, то ли мозги тогда были так замусолены, вообщем я не впечатлилась ТАК, как моя дочь, которая просто влюблена в это произведение.

А что касаемо "Волхва", я могу эту книгу с любой страницы начинать читать, и каждый раз что-то новое вычитываю...

(Reply to this)


[info]j_pinchikov
2008-05-09 02:52 pm UTC (link)
Интересно, для меня главное в Волхве - обнаружение новых реальностей и систем координат под известными. И может быть, это и происходит в первый раз лет в двадцать пять. Плач? - но и замещение одновременно.

(Reply to this)


[info]pirrattka
2008-05-09 10:10 pm UTC (link)
Прочитала и пост, и комментарии, и загрустила немножко... Из-за Булгакова. Обидно за роман стало как-то, хоть это и смешно звучит, наверное. Насчет "возрастных книжек" - это знакомо, да. Для меня такими стали романы Ремарка и Хемингуэя, к примеру,- ясно, что к ним возвращаться уже не буду. "Волхва" перечитывать приятно, но он мне кажется слишком "от головы" идущим, холодноватым. А "Мастер" для меня живой, как и "Анна Каренина" Толстого. Ну, и язык булгаковский люблю...

(Reply to this)


[info]lmaria
2008-05-09 11:34 pm UTC (link)
Ох, хотя я диссер так и не дописала, но кое-что осталось в голове. Насколько я понимаю, фэнтэзи - это частный случай истории про путь героя (боевики еще туда же и приключения). Подростки это любят, потому что это а) позволяет как раз-таки почувствовать свою силу и всемогущество (ну да, инициация про это же - проверку себя на прочность), б) скинуть агрессию, поскольку их подавляют и зажимают (в жизни всех замочить не дадут). Ну и плюс весь масскульт всегда про справедливый и совершенный мир - там все упорядочивается в конце и все получают по заслугам (что в жизни удается не всегда). Идея про мудрых учителей там вроде бы впрямую не просматривается (хотя я тоже не спец по фэнтэзи).
А Волхв и Мастер и Маргарита уже немного на другую ЦА. Волхв - мне тоже кажется, что именно на 25 лет и рассчитан. Я первый раз прочитала в 20 и не понимала логики героя, а в 25 все ложилось как надо, но это касалось, скорее, женско-мужской истории. Там вообще какое-то немного садо-мазо, это уже что-то личное автора и особенностей его воспитания. Еще нашим людям, подозреваю, там нравится про солнечную Грецию и непредсказуемость сюжета. Я четко помню, что даже в 25 эта книжка была не совсем про меня и не про мои психологические потребности, хотя и понравилась - как экзотический плод.
Мастер и Маргарита вообще странная штука. Подозреваю, что народ там цепляет - и раньше, и сейчас - христианская линия, причем на уровне маркеров, как иконки в машинах у водителей - "нечто про бога". Нашему народу в отсутствие смыслов и основ интересно про высшие силы и сверхъестественное, поэтому он клюет на все сколь-нибудь правдоподобное, начиная от Коэльо и заканчивая Булгаковым, всегда и в любом возрасте.
(Родителям нравилось, подозреваю, то, что там почти диссидентство - психушки, выбор пути, нежелание вписываться в социум - даже непонятно, зачем оно нынешним детям).

(Reply to this)


[info]water_taxi
2008-05-10 05:48 pm UTC (link)
Странно, потрясений и бань по-чёрному моя душа требовала как раз в 18-23, а в 25 я уже хочу спокойствия и тихой уверенности.

(Reply to this)


[info]astenix
2008-05-24 05:42 pm UTC (link)
Читал МиМ в 12 лет. Главы про Христа пропускал, и без них книга получалась цельная, смешная, удивительная.

В 17 при ее перечитывании вдруг понял, как красив язык "христовских" глав. Читал их почти что отдельно от остальных.

В 21 год даже начал понимать сложность разговора Пилата с начальником сикрет сервис. Внезапно, самостоятельно понял, что это разговор "для сторонних ушей".

Теперь читаю и воспринимаю эту укнигу целиком.

Вы еще скажите, что репутация Пушкина (Ахматовой, Бабеля, Шаламова, Шукшина) страдает от того, что их произведения включены в школьную программу...

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…