thoughtful wishing ([info]otte_pelle) wrote,
@ 2008-03-05 17:04:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Скажу, накипело
Я стараюсь не участвовать ни в каких политических дебатах. Просто отмалчиваюсь - и все.
Мои родители никогда не были диссидентами. Они, разумеется, не вступали в партию, не делали административных карьер, дружили с кучей правозащитников - то есть приглашали их домой на праздники и домашние спектакли, и, конечно, КГБ постоянно косился в сторону этой веселой возни, но политикой в моей семье не занимались. По отношению к власти в доме царила непобедимая ирония, в присутствии детей она становилась особенно корректной, поскольку растить из нас троих маленьких героев задачи не было. Лучшим способом противостоять казенщине и уродству была просто творческая, человеческая атмосфера, свободный воздух  интеллектуальной жизни, книги и та презумпция духовного перед материальным, которая вовсе не выражалась в  нищете паче гордости. Просто все таланты и способности поощрялись,  и было важнее, чтобы ребенок не заснул в слезах - чем то, был ли на обед компот.

Я выросла в убеждении, что диссидентство 70-х, как и всякое другое диссидентство - это не политические взгляды, а склад характера.

Диссидентами становятся  либо особые едкие спорщики, либо пламенные революционеры, либо максималисты, люди с нетерпением сердца и несварением рассудка, которые не  могут видеть несправедливости или не могут не демонстрировать протеста.
Они нужны всякому обществу, это все понятно.
Я вот к чему.
Конечно, я помню и первую думу, и как все ходили  с транзисторами, и как я слушала в деревне августовской ночью репортаж ВВС,  вздрагивая от звука непонятных пулевых очередей в ужасе, потому  что там стояли и папа, и братья, и друзья.
Но.
Я не диссидент. И я не люблю спорить, говорить о политике, разводить теории заговоров, разъедать свои мысли бессильной иронией.
Я не хочу растить младшего сына оппозиционером с первого класса - достаточно того, что мне придется как-то компенсировать социально чуждое, мещанское влияние школы.
Но неужели, как это стремительно видно по последним временам, все, кто не потерял остатки гражданской совести теперь искуственно превратятся в диссидентов? Что это за необитаемый виртуальный остров, куда нас сгоняют обстоятельства, где обычные, просто порядочные и думающие люди  вынуждены овладевать навыками неповиновения, растерянно спрашивать, в каком пикете постоять, чтобы в Тарусе была хорошая кардиологическая больница?
Почему в эту экономически благоприятную эпоху нам не оставляют права просто впрямую взывать к тем, от кого зависит искоренение несправедливости? Зачем и кому во власти это выгодно - опять создавать себе такой гнусный  несовместимый с человеческой жизнью, плебейский имидж, почему настолько не смердит им эта похлебка?
Почему нельзя так, как со сбором денег на лечение или крови для операций - люди пользуются средствами связи, чтобы соединить того, кто нуждается с тем, кто может помочь?
Но мне иногда кажется, то те несколько сотен - пусть тысяч - юзеров, кого волнуют несправедливости и пакости, с тоской глядят на  копья и латы, которые им предлагает нынешняя жизнь. Они, как и я - не диссиденты,  они  уже выросли из студенческого нон-конформизма, они хотят улыбаться, растить детей и разговаривать на совсем другие темы.
Еще мне это по ощущению напоминает отчаянную попытку добропорядочного супруга "сохранить семью" - когда очевидно, что уже мерзость и распад, и не то что любви - нормального взаимодействия не будет. Но так не хочется в это верить.
Но если не гнать волну и не делать хоть иногда перекличку - а кажется, гуляющие по жж горячие темы это не только попытка что-то сделать,  но и перекличка, сколько тут еще живых осталось - если не аукаться, то все сомкнется, схлопнется.
И вот тогда останется только подполье, а подпольщик - это уже профессия, и там дилетанты могут только навредить.
Тут вот ссылки по теме.


(Post a new comment)


[info]tommi_anya
2008-03-05 03:10 pm UTC (link)
"гуляющие по жж горячие темы это не только попытка что-то сделать, но и перекличка, сколько тут еще живых осталось" - ох, отлично сформулировано. Именно!

(Reply to this)


[info]raravis
2008-03-05 03:22 pm UTC (link)
Да, думала недавно похожее.

(Reply to this)


[info]bicult
2008-03-05 03:37 pm UTC (link)
Тоже с тоской поглядываю на латы. Приняла для себя решение просто честно выполнять свою работу, не обходить темы гражданской ответственности стороной. Также приняла четыре года назад решение перенести свое физическое существование в другие пенаты, пусть в виртуальном ареале языка и радиоэфире остаюсь одной ногой в России.

(Reply to this)


[info]nadeyka_sh
2008-03-05 03:45 pm UTC (link)
Ох!
Браво!
+1, как говорится!!!

Процитирую у себя.
Подписать хочется под всем. Ну, кроме фактов биографии и состава семьи (это не совпадает, а взгляды все просто вот то самое, просто стараться-формулировать не надо).

И в юзеринфу ссылку включу. В качестве политического, что ли, кредо

(Reply to this)


[info]corectorr
2008-03-05 03:49 pm UTC (link)
тот случай, когда - с понятными биографическими оговорками - подписываюсь под каждым словом.
(дальше я много еще написал, но стер, потому что и так все понятно)

(Reply to this)


[info]mikaelian
2008-03-05 04:00 pm UTC (link)
+1

(Reply to this)


[info]yovin
2008-03-05 04:08 pm UTC (link)
Да, как-то так.
Грустно, други.

(Reply to this)


[info]malpa
2008-03-05 04:28 pm UTC (link)
Да.

(Reply to this)


[info]m_alice
2008-03-05 04:34 pm UTC (link)
блин. именно что.

(Reply to this)


[info]bars_of_cage
2008-03-05 05:20 pm UTC (link)
ты вот меня вызвала чатом, а я сидел и писал нечто в семаджик (пожалуй, не буду пост писать, тебе сюда напишу):

"человек получает ту реальность, которой желает - в этом смысле френдлента типичный пример: подбери себе журналы по вкусу и веруй, что мир таков.

От политического навязает в мозгах - но куда деваться? от этого ощущения, что уже пора, наконец - пора что? не закрывать на это глаза?
что-то произошло - то ли после псевдовыборов, то ли вместе с воздухом кризиса, то ли просто от перехода единичных явлений рейдерства, сговора в новое тотальное качество. Что-то переменилось в самом воздухе. Отдельные капли,- и так частые,- стали сливаться в озерца, и им срок уже стекать вниз.

Что делать? ходить на марши несогласных? а ведь и понимаешь тех, кто морщится на маргиналов - не этим должен быть занят человек. А как донести? гражданское неповиновение? Самому смешно."

Сидел и смотрел в экран, потому что понимал нечто другое, чем пальцы могли написать.

Что, действительно, нельзя позволить себе впасть в этот ущербный модус, который нам навязывается политическим мышлением. В этом ведь и ошибка - подсознательно чувствуемая нормальными людьми - всякого протеста против безобразий на уровне всеобщего отрицания. Отрыв от реальности, что ли. А реальность такова, что люди предпочитают существовать параллельно миру безобразий. Можно это назвать византийской традицией, или как угодно - но это неспроста. И, вероятно, у людей есть на это резон - потому что можно спалить себе жизнь, как сцепление на горке, деятельным вставлением палок в колеса общественных процессов. Которые не перестают быть от этого менее противными. "Только не мой моск" - может быть, самый верный способ борьбы именно в сохранении души своей и близких, и создание островка счастья и благополучия вокруг себя - тогда эти островки, рано или поздно, и соединятся


Edited at 2008-03-05 05:21 pm UTC

(Reply to this) (Thread)


[info]otte_pelle
2008-03-05 05:30 pm UTC (link)
так я, как ты понимаешь - всегда за островки, и прежде всего за них. как показала практика выживания еще и не в такой обстановке, как сейчас...
но понимаешь - россия всегда была полицейским государством, и пусть она была милее в набоковском детстве, но со свободой там всегда было туго, и потому все шло по тому же пути несвободы, пусть и с оттепелями, но 70е были еще в коммунистическом государстве, но потом-то что-то стронулось!
и тут казалось - некоторое время это продолжалось - что пусть и происходят дележи наверху, но есть какая-то свобода совести. появилось это право говорить иначе хотя бы. и сейчас невозможно обратно уложить мозги обратно кренделем,правда что как пасту в тюбик не вопрешь обратно...
такой наглости, такого цинизма, такой мертвечины давно уж не было...

Edited at 2008-03-06 02:03 am UTC

(Reply to this) (Parent)


[info]odalizka
2008-03-05 05:29 pm UTC (link)
угу
но как же блевать тянет, Люша.
как тут удачно выразился Ванька Б. у меня в комментах, лента превратилась в демократический спецназ...

Edited at 2008-03-05 05:30 pm UTC

(Reply to this) (Thread)


[info]bulkin
2008-03-05 07:49 pm UTC (link)
да
удачно сказанно

(Reply to this) (Parent)


[info]monkeyfree
2008-03-05 06:00 pm UTC (link)
Я бы не стал упрощать понятие социумного диссидентства - оно гораздо разнообразней и не исчерпывается записными\официальными\публичными\уличными или интернетными оппозиционерами.
Мы переходим от феодализма к капитализму и капитализм одним своим ежедневным развитием ежедневно вытесняет феодализм. Число собственников\слой среднего класса растет зримо - достаточно взглянуть на показатели продаж автомобилей (любых товаров). Растет вопреки тому, что власть не помогает\мешает развитию малого и среднего бизнеса. И эти постоянные изменения, производимые *экономическими диссидентами*, намного важнее, чем временный откат назад в свободе слова и некоторых других.
Зримо меняется и ментальность россиян - оно становится все более рациональным. Сравните Россию\Москву сегодняшнюю с десятилетней давностью. Точно так же мы будем видеть свое прошлое через 10 лет. Чем толще будет слой среднего класса, тем более конкретных и рациональных правил игры он будет требовать от власти и тем большим успехом будут пользоваться политики, которые почувствуют требуемое.
И давайте не забывать, что Россия существует в конкурентной среде динамично развивающихся стран, а внешняя конкуренция полностью зависит от внутреннего гос устройства. У власти нет иного выхода кроме как пользоваться успешно опробованным инструментарием развитых стран.

Это я к тому, что рано думать о подполье\перекличках с верой в силу тоталитарности режима.
Вспомните мои слова лет через 5.



(Reply to this) (Thread)


[info]v888
2008-03-06 01:12 am UTC (link)
у вас там на юго-востоке большая страна в которой проводятся похожие эксперименты.
тоталитарный режим там продолжает жить и побеждать.
увы.

(Reply to this) (Parent)

Число собственников\слой среднего класса растет зримо
[info]mrak_luton
2008-03-06 04:05 pm UTC (link)
Чем дальше в лес, тем толще партизаны?

(Reply to this) (Parent)


[info]carfagen
2008-03-05 06:27 pm UTC (link)
Ну что ж, в таком случае - присоединяюсь к перекличке...

(Reply to this)


[info]carfagen
2008-03-05 06:30 pm UTC (link)
+ http://krocodl.livejournal.com/594525.html?thread=2239581#t2239581

(Reply to this)


[info]deidre_l
2008-03-05 06:30 pm UTC (link)
...

(Reply to this)


[info]squirella
2008-03-05 07:24 pm UTC (link)
спасибо.

(Reply to this)


[info]santagloria
2008-03-05 08:29 pm UTC (link)
дичайший выбор -- или идти в герои, или -- в подсобники
потому что середины как то нет совсем.

(Reply to this) (Thread)


[info]v888
2008-03-05 11:45 pm UTC (link)
середина уехала

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]bohinj
2008-03-06 05:44 pm UTC (link)
То же ощущение.

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]mar_gel
2008-03-06 07:17 am UTC (link)
Все очень точно...

(Reply to this)


[info]tramvayzhe
2008-03-06 07:18 am UTC (link)
но ведь и в совке было так - были диссиденты, а была интеллигенция, которая делала хорошую мину при плохой игре, собирала уютные домашние праздники и жила человечной творческой жизнью, будто бы не замечая весь этот позор вокруг, просто от желания продолжать жить своей сытой жизнью, просто от трусости и бессилия что-либо изменить, просто от недостатка мужества, к сожалению тоже отношу себя к последним

(Reply to this) (Thread)


(Anonymous)
2008-03-06 07:24 am UTC (link)
"..будто бы не замечая весь этот позор вокруг

А в чем был позор?

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2008-03-06 07:21 am UTC (link)
Диссиденты - балаболы, живущие в стране эльфов.

Цитата: "Почему в эту экономически благоприятную эпоху нам не оставляют права просто впрямую взывать к тем, от кого зависит искоренение несправедливости?"

Искоренение "несправедливости" зависит от каждого человека.

(Reply to this)


[info]cheshire_pig
2008-03-06 08:18 am UTC (link)
Да.

(Reply to this)


[info]konopatov
2008-03-06 08:36 am UTC (link)
По-моему в такой ситуации главное самим не терять голову, то есть не поддаваться верноподданническим настроениям, подобно незабываемым теткам из выборных комиссий (Ну чем они все думают, вбрасывая бюллетени, отстаивая грудью чужую нечестную игру? Кто им этот Медведев?)
Надо оставаться самими собой, называть вещи своими именами везде. Если люди, которых Путин ни во что не ставит, будут откровенно смеяться в лицо власти, причем повсюду, то этот бред закончится еще быстрее. А он обязательно закончится

(Reply to this)


(Anonymous)
2008-03-06 09:49 am UTC (link)
"Но если не гнать волну и не делать хоть иногда перекличку - а кажется, гуляющие по жж горячие темы это не только попытка что-то сделать, но и перекличка, сколько тут еще живых осталось - если не аукаться, то все сомкнется, схлопнется."

вы видимо не поняли.. УЖЕ схлопнулось..
а переклички сами знаете где бывают...
и для чего они нужны тоже надеюсь догадаетесь....
-кто еще живой остался?
-я!
-расстрелять...

(Reply to this) (Thread)


[info]otte_pelle
2008-03-06 06:14 pm UTC (link)
ну, по крайней мере больницу отстояли пока
это тоже хорошо

(Reply to this) (Parent)


[info]alex_zakharov
2008-03-06 10:08 am UTC (link)
+1

(Reply to this)


[info]signamax
2008-03-06 01:50 pm UTC (link)
хорошо сказали
в том тчо вы говорите есть еще немалая доля того что подспудно откавзываясь от "активной борьбы" вы не хотите участвовть в тараканьих бегах и не хотите быть вольно или невольно использованной
я вас правильно понял?
ситуация с больницей непростая
и уж не такая простая ка к может показаться на первый взгляд

http://signamax.livejournal.com/862354.html
http://signamax.livejournal.com/862866.html

мое мнение спорное и я хотел бы ошибиться

(Reply to this)


[info]angryspaniel
2008-03-06 02:39 pm UTC (link)
Ну, зачем строить теории и делать далеко идущие выводы там, где вопрос решается элементарно в рабочем порядке.
Нахрова уже сняли. Не переживайте.

http://www.rambler.ru/news/russia/0/12327894.html

(Reply to this)


[info]fearlesknightes
2008-03-07 02:10 am UTC (link)
"Почему в эту экономически благоприятную эпоху нам не оставляют права просто впрямую взывать к тем, от кого зависит искоренение несправедливости?" простите, но кто кому должен оставлять право? Избиратели должны требовать. Без этого никто ничего просто так давать не будет. Не обижайтесь, но что-то тут у Вас напутано.


Зачем и кому во власти это выгодно - опять создавать себе такой гнусный несовместимый с человеческой жизнью, плебейский имидж, почему настолько не смердит им эта похлебка? Это работает, поэтому создают имидж, нагнетают холодную войну и пр, и пр

И еще, немного отступлю. Меня всегда коробило слово интиллигент, особенно приминительно ко мне. И вот почему - у этого слова какой-то такой имидж слабосильного очкарика. Он вроде думает и говорит правильно, но ничего не делает. Что-то всегда не складывается, не клеится, не сваривается. Жалкое зрелище, как говорил известный Ослик.

(Reply to this)


[info]jannakaminska
2008-03-07 04:35 am UTC (link)
Да, всё правильно. Хотя и хочется верить, что всё не так безнадёжно и надежда есть, но действительно, пора уже проснуться и не оставаться в стороне. Чтоб была надежда. Кажется, даже у меня, отчаянной оптимистки и пофигистки, розовые очки скоро окончательно с носа свалятся. Даже не то чтобы очки, их там уже нет, а злость накопится до критической массы. Рада, что люди, которых я уважаю и люблю - все по одну сторону.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…